Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших мир в VIII-IX вв., оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны и по сей день. Иконоборчество родилось ни где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества – духовной и интеллектуальной элиты своего времени. В условиях современности, когда многие стремятся купить икону ручной работы, важно понимать историческую значимость икон и важность их почитания.
Причины появления иконоборчества
Иконоборчество в византийской империи возникло на фоне множества социальных, политических и религиозных изменений. Основные причины этого явления включают в себя:
- Влияние ислама. С начала VII века исламская религия охватывала значительные территории, и мусульмане осуждали почитание образов, считая это идолопоклонством. Это влияние побудило некоторых христиан задуматься о правомерности иконопочитания.
- Политические мотивы. Упадок византийской власти и внутренние волнения сделали церковь инструментом политических интриг. Императоры использовали борьбу против икон, чтобы укрепить собственную власть.
- В то время в Церкви получили распространение странные формы почитания священных изображений, граничащие с идолопоклонством. Так, некоторые священники соскабливали краску с икон и подмешивали ее в причастие, полагая, что причащаются тому, кто изображен на иконе. Некоторые верующие относились к иконам, как к живым: брали их в поручители при крещении, также при пострижении в монашество, или ответчиком и свидетелем в суде и т.д.
Периоды иконоборчества
Иконоборчество делится на два основных периода:
- Первый период (726-787 гг.)
Первый период иконоборчества начался при императоре Льве III Исавре, который издал указ против почитания икон в 726 году. Он считал, что изображения святых отвлекают верующих от истинного поклонения Богу и способствуют идолопоклонству.
Миниатюра из Хлудовской псалтыри: аллегорическое изображение иконоборчества
Этот период завершился 7-м Вселенским собором в 787 году, который собрался в Никеи (современная Турция). Собор подтвердил правомерность иконопочитания и постановил, что иконы являются важными для верующих, так как они помогают сосредоточиться на духовном содержании. Именно на соборе была утверждена формулировка о том, что «икона — это образ, который отсылает к первообразу».
Но понадобилось еще более полувека, когда на Константинопольском соборе 843 г. была окончательно закреплена позиция иконопочитателей и поставлена точка в долгой борьбе.
- Второй период (813-843 гг.)
Второй период иконоборчества начался при императоре Льве V Армянине и продолжился при его преемниках, включая Михаила II и Феофила. Этот этап был отмечен усиливающимся гонением на иконопочитателей, многим из которых угрожали тюремные заключения и ссылки.
Встреча императрицы Феодоры с иконописцем Лазарем, пострадавшем при императоре Феофиле
Ситуация изменилась с приходом к власти императрицы Феодоры в 842 году, что ознаменовало конец второго периода иконоборчества. Она заменила политику преследования на поддержку иконопочитания.
Установление праздника торжество Православия
В 843 году, после окончания периода иконоборчества, была установлена дата празднования торжества Православия, которое стало символом победы иконопочитателей и завершением борьбы за иконы. Праздник, отмечаемый в первое воскресенье Великого поста, стал не только торжеством восстановления икон, но и символом единства православной церкви.
Период иконоборчества глубоко повлиял на развитие православия, и окончательное восстановление икон стало важным этапом в сохранении духовных традиций. Однако этот период был также величайшей трагедией для Церкви: было уничтожено множество священных изображений, восходивших еще к апостольским временам, сожжены мощи святых, пролилась кровь защитников и исповедников иконопочитания. Но через муки и страдания раннехристианского периода, через гонения и скорбь длительной иконоборческой смуты Церковь пришла к торжеству Православия.