Государство и бизнес заинтересованы в развитии экономики талантов
Креативные индустрии способны генерировать высокую доходность. Предприниматели делают состояния на разработке мобильных приложений, кинопроизводстве или развитии фэшн-бренда. Однако, с точки зрения большинства инвесторов, вложения в такие проекты остаются малопонятными и слишком рискованными. Настороженное отношение можно наблюдать не только в России, но и в других странах мира: для опасений есть немало объективных причин. Однако с развитием креативного сектора экономики инвестиционные фонды, биржи и крупный бизнес уделяют проектам с высокой творческой составляющей все больше внимания. «Газета.Ru» проанализировала крупнейшие сделки на российском рынке и выяснила, кто и куда инвестирует.
Креативный сектор — это один из главных локомотивов мировой экономики на ближайшие десятилетия наряду с IT. Он перепрошивает отношение к творческому продукту и охватывает целый ряд непохожих друг на друга индустрий: разработку компьютерных игр и программного обеспечения, рекламу, маркетинг, дизайн, кино, моду, музыку, театр, архитектуру, народные промыслы, музеи, ювелирное искусство и многое другое.
В основе креативного продукта всегда лежит уникальная творческая идея, у которой есть экономический потенциал. Творческие индустрии могут быть интересны инвесторам и для развития своего основного бизнеса. Качественная архитектура урбанистика и культурное программирование влияет на девелоперский продукт. Культурный продукт может поднять интерес к продукту еще до строительства. Или создать имидж. Весь вопрос в том, чтобы его вовремя выявить и раскрыть.
Главным тормозом для развития креативного сектора всегда была его финансовая обособленность и даже закрытость и упор на профильные инвестиции. В творческих индустриях десятилетиями действовал принцип «чужие здесь не ходят»: чтобы успешно вкладывать, например, в кинопроизводство, моду или современное искусство, нужно было «вариться» в этой сфере всю жизнь.
Непонятный и непредсказуемый
Деловое сообщество до сих пор не воспринимает креативные индустрии как надежный инструмент капиталовложений. Причем не только в России, но и за рубежом.
Например, как показало исследование, проведенное в Великобритании, 85% инвестиционных сделок в креативном секторе за 2023 год пришлось на более понятные для финансистов проекты, связанные с IT-компаниями и цифровыми продуктами.
Креативная экономика фокусируется на развитии креативных индустрий в рамках современных технологий — именно они делают креативные продукты привлекательными для инвесторов. Остальным творческим индустриям досталось только 15% всех инвестиций. И это, напомним, в стране, где интеллектуальная собственность надежно защищена законом.
Главной причиной нежелания британских инвесторов вкладывать в креативные индустрии авторы исследования назвали «недостаток знаний» в этой сфере.
Второй по значимости причиной является «неуверенность в инвестиционном потенциале» творческих отраслей. Ведь традиционные методы оценки бизнеса здесь не всегда работают, а окупаемость проектов и прибыль зависят от множества факторов, таких как изменчивые предпочтения аудитории, мода, талант исполнителей, высокая конкуренция и многих других.
В последние 10-15 лет государства во всем мире стараются