В России создана уникальная инфраструктура для исследования Арктики и Антарктики

true true true Значение арктических исследований с каждым годом растет. Они необходимы для развития Северного морского пути, нахождения и добычи природных ресурсов, защиты рубежей страны. Изучение погодных явлений также в приоритете. Арктика и Антарктида – это мировые фабрики ветров и осадков. Когда холодные воздушные массы с полюсов смешиваются с теплыми, идущими от экватора, возникают тайфуны и циклоны. Глобальное потепление вносит коррективы в этот процесс, поэтому аномальные природные явления становятся новой нормой. Понять суть происходящего помогают полярные исследования. В России для этого создана уникальная инфраструктура, а национальные проекты обеспечивают точечную поддержку конкретных инициатив. Что и как изучают полярные экспедиции – в материале «Газеты.Ru».
Исследованием Арктики и Антарктики, отслеживанием малейших изменений в хрупких полярных экосистемах, занимается Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Ученые изучают изменение климата и уровня воды в океане, течения и состояние льдов, колебания солнечной активности и животный мир. Все эти и многие другие исследования проводит Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ГУ «ААНИИ», Санкт-Петербург), который входит в состав Росгидромета.
В этом году ААНИИ отметил 105-летие: за эти годы было организовано более 1 200 экспедиций и тысячи разнообразных изысканий. Ежедневно ученые собирают обширный массив научных данных, которые используются десятками научных институтов и организаций. Проводить исследования в высоких широтах помогают собственный флот и полярные станции.
Проект «Северный полюс»
Первая в мире научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс – 1» была запущена еще в мае 1937 года. Легендарная команда исследователей во главе с Иваном Папаниным девять месяцев плыла на льдине, собирая данные о погоде, океанических течениях и магнитном поле Земли.
Многие десятилетия ученые продолжали исследования на расположенных на льду дрейфующих станциях. Однако в 2015 году «Северный полюс — 40» пришлось срочно эвакуировать. Из-за глобального потепления льдина, на которой размещалось оборудование и 16 полярников, стала разрушаться. Стало очевидно, что использование традиционных дрейфующих станций на естественном льду становится слишком рискованным, и это ускорило переход к новой эре полярных исследований – с использованием специальных судов-платформ.
По нацпроекту «Наука и университеты» в России было создано специальное арктическое судно, которое объединяет в себе свойства ледокола и научно-исследовательского центра. В мае 2022 года на воду была спущена для испытаний ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс».
Длина платформы составляет 83,1 м, ширина – 22,5 м, а водоизмещение – 10 тыс. тонн. Судно позволяет проводить глубокие и сложные исследования, использовать тяжелое оборудование и оперативно анализировать пробы. На платформе